Ольга (o_berezinskaya) wrote,
Ольга
o_berezinskaya

неожиданное: книги как кладбища

В субботу собрала тусовку друзей и их детей, сходили в Пушкинский на импрессионистов, хотелось поделиться всей информацией, что я слышала на лекциях, читала, смотрела. Попробовала себя в роли экскурсовода. Больше всего хотелось, чтобы дети узнали впервые об этих картинах с какого-то правильного ракурса, который пробудит их интерес в будущем.

Возник запрос на то, почему Матисс - это круто. Ну да, цвет, ну да, декоративность, но почему такой размер картин, почему здорово, когда грубовато. Интересно, что эти вопросы задавали современники коллекционера Сергея Щукина, который, можно сказать, был патроном Матисса - проникся им, верил в его путь и делал серьезные заказы, даже когда выставки с работами экспрессивного и своенравного художника заканчивались скандалами и огульной критикой в прессе.



Вечером открыла альбом с живописью из Пушинского и Эрмитажа "От Моне до Пикассо" и обнаружила в конце подробные описания для многих полотен. Прочла про Матисса, в частности очень интересно про "Танец", там выдержки из дневников, история создания. И что же? Этого ничего нет в интернете!
Притом что альбом 1994-го года, и я купила его в букинисте Озона, последний экземпляр, то есть больше нет таких, информация вся похоронена!

После этого я пошла искать колонку в Ведомостях - о том, что авторское право переоценивают, и намного важнее та синергия, которая может возникнуть при открытом доступе к информации (а что делать с Матиссом - еще подумаю, теперь эту инфу мне прям очень хочется выложить):

"Удивительно, что так много ресурсов тратится на охрану прав в ситуации, когда побочным эффектом такой охраны становится забвение, потеря памяти. В России проблема усугубляется сиротским статусом многих произведений, а также закрытостью архивов и библиотек.

....

Информации, которая не скопирована во всемирную паутину, практически не существует для современного общества. Отсутствие доступной цифровой копии фактически эквивалентно сокрытию информации".


Медиаэксперт Иван Засурский о том, как открыть доступ к знаниям

В своей знаменитой книге «Гении и аутсайдеры» Малькольм Гладуэлл пишет о «правиле 10 000 часов». Именно столько времени требуется, чтобы развить способности. За это время человек становится профессионалом и глубоко погружается в свою сферу, возможно, не так уж часто контактируя с посторонней информацией, потому что по-настоящему ценные знания редко попадают в общее информационное поле. На этапе формирования профессиональных навыков и оттачивания способностей возникает своеобразный эффект тоннеля. Наше увлечение работает как шоры у лошади, помогая нам бежать прямо к намеченной цели, следовать за нашими интересами. Таким образом, устанавливается не только «порог вхождения», но и ограничения для распространения информации, мешающие соприкосновению смежных сфер.

Так эффект специализации, характерный для книжной культуры и научной индустрии, приводит к тому, что, достигая компетенции, мы вместе с тем оказываемся в плену узкого кругозора и ограничений информационной среды. Мы можем понять и сделать так же, мы можем улучшить, но нам не так легко придумать что-то новое.

Описывая инновационную среду в трилогии «Информационная эпоха», Мануэль Кастельс указывает на существование определенного «уровня инноваций» в современных технополисах. Инновации возникают в результате синергии разных элементов, т. е. не из их сложения, а из их взаимодействия. После «10 000 часов» к мастеру своего дела должна прийти информация из смежной области или параллельной реальности, те самые новые подходы и смежные идеи, которые позволят использовать идеи и инструменты из привычной сферы в новом контексте либо приведут к изобретению новых инструментов – или новых потребностей. В совместном исследовании Ассоциации интернет-издателей и ассоциации «Открытая наука» «Инфраструктура ноосферы» способность производить инновации называется эффектом суперкомпетенций. Чтобы возникновение суперкомпетенций стало возможным, необходимо обеспечить условия для распространения информации, и впервые в известной нам истории человечества это достижимо благодаря скорости и всеохватности новых медиа, которые в пророческой статье 1974 г. для газеты Saturday Review Андрей Сахаров называл всемирной информационной системой.

Суперкомпетенции – один из медиаэффектов этой всемирной информационной системы наряду с другим медиаэффектом – информационной сверхпроводимостью, наиболее наглядно проявляющейся в распространении вирусного контента. Можно сказать в целом, что при выполнении ряда условий (открытого доступа к текстам, открытых лицензий, машиночитаемости, индексации поисковыми системами и легкости цитирования в социальных медиа среди всего прочего) информация распространяется по сети как лесной пожар, не встречая никакого сопротивления. Чтобы понять это явление лучше и описать его подробнее, необходимы глубокие научные исследования.
Однако в целом идея (скажем, наша гипотеза) понятна уже сейчас. Проблема в том, что потенциал сети, цифровой экономики и общества знания не может быть реализован полностью в первую очередь из-за устаревшей системы охраны авторских прав. Существующая система копирайта создана с учетом индустриальных способов производства и распространения информации (вернее, изданий и их копий), подразумевающих определенный технологический уклад медиаиндустрии и привязку произведения к материальному носителю. Ни Бернская конвенция, ни даже куда более либеральная Женевская конвенция в полной мере не учитывают особенности эпохи новых медиа, когда знания и культурные ценности могут существовать в отрыве от материальных носителей. Все эти законы не могут помочь нам создать мощную инновационную индустрию, равно как они не могут нам помочь реализовать потенциал новых медиа, воспользоваться силой новых медиаэффектов для развития.

Между тем традиционная индустрия не справляется со своими задачами. Издательская индустрия не способна качественно, без колоссальных потерь передавать знания через время и вводить их в оборот.

Как показывает исследование How Copyright Keeps Works Disappeared, которое было проведено в Университете Иллинойса под руководством профессора Пола Хилда в 2013 г., американские издатели предпочитают не иметь дело с произведениями, защищенными авторским правом (за исключением новинок). Если верить исследованию, из культурного пространства и памяти американских граждан пропал почти весь XX век. Ситуация обусловлена 95-летним сроком охраны авторских прав, пролоббированным гигантами медиаиндустрии. Длительность срока охраны и риски, которые возникают при использовании, например, сиротских произведений (найти автора или правообладателя сложно или невозможно), удерживают издателей от работы с произведениями, которые должны составлять национальную культурную память. Издатели интересуются только новинками, которых довольно много, предпочитая меньше инвестировать в «зону риска». Если мы обратимся к аналогичным данным относительно российского книжного рынка, то увидим, что у нас ситуация гораздо хуже. Согласно исследованию, проведенному В. В. Харитоновым в 2016 г. для книги «Информационная сверхпроводимость: авторское право как инструмент развития», в России книги, вышедшие до XXI в., практически не переиздаются.
Удивительно, что так много ресурсов тратится на охрану прав в ситуации, когда побочным эффектом такой охраны становится забвение, потеря памяти. В России проблема усугубляется сиротским статусом многих произведений, а также закрытостью архивов и библиотек.


Именно библиотекари стали одной из главных причин провала проекта Google Books, в рамках которого компания оцифровала более 25 млн книг. В какой-то момент судья, который вел дело, обнаружил, что есть тысячи претензий к коллекции, значительная часть которых была представлена библиотечным сообществом. Библиотеки не нашли возможности разобраться и поддержать проект коммерческой компании, что анекдотически помогло Amazon.com сохранить практическую монополию на книготорговлю в США, а сами библиотекари получили возможность развивать и запускать похожие проекты в меньших масштабах. В результате инвестиции в $400 млн в создание новой экосистемы оказались заморожены. Эти книги могли стать доступными всему миру и подобно YouTube сформировать канал финансовых поступлений для авторов новинок и охраняемых произведений, решив проблему доступа к общественному достоянию. Наша задача – создать такой режим охраны авторских прав, который позволил бы запустить проект Google Books и ему подобные инициативы легально в России. Пока что такие инициативы есть только во Франции, где был принят закон о книгах ХХ в.

Старые законы не учитывают потребности общества в развитии, не помогают нам востребовать потенциал новых медиа, но они также не помогают авторам защитить их интересы. Только авторы 600–700 художественных произведений могут рассчитывать хоть на какую-то убедительную оплату своего творческого труда; не будет преувеличением сказать, что российских писателей и их наследников, которые живут только и исключительно на гонорары за книжные публикации, вряд ли больше 2–3 сотен. И в их число входят едва ли 20–30 наследников российских писателей.
Любопытный эффект сверхпроводимости копирования – актуальное исчезновения информации, не попавшей в сеть. Информации, которая не скопирована во всемирную паутину, практически не существует для современного общества. Отсутствие доступной цифровой копии фактически эквивалентно сокрытию информации.

Чтобы наполнить интернет знаниями и использовать новые медиаэффекты, по моему мнению, нам необходимо следовать такому рецепту:

расширение принципа свободного использования произведений;

расширение возможностей работы с сиротскими произведениями;

иммунитет для информационных посредников;

оцифровка всех имеющихся источников, в первую очередь имеющих историческое значение;
освобождение доступа к советскому наследию хотя бы в новых медиа;

публикация в открытом доступе всего, что делается за счет государства и не является тайной.

К этому списку можно добавить необходимость идентификации и резервного копирования всех работ, опубликованных в открытом доступе или вышедших из-под охраны. Из-за нестабильности электронной среды необходимы дополнительные меры для обеспечения открытого и устойчивого доступа интернет-пользователей к произведениям науки и культуры. Именно эти задачи призвана решить Федеральная резервная система банков знания, запущенная в марте 2017 г. Ассоциацией интернет-издателей в партнерстве с НП «НЭИКОН», АНО «Инфокультура», НП «Викимедиа РУ», «Библиотекой Мошкова», интернет-изданием «Частный корреспондент» и платформой для открытой публикации «Научный корреспондент».

Очень важен иммунитет для информационного посредника, а также реальное соблюдение положений Конституции РФ, запрещающих введение цензуры. Нам необходимо ясно понимать, что цензура недопустима и контрпродуктивна, уметь противостоять узколобым попыткам ее внедрения через механизмы защиты авторских прав и законодательство об экстремизме. Культурное, историческое и научное наследие должны надежно храниться в открытом доступе!

Создание единой и распределенной интегрированной среды, сочетающей в себе библиотечные ресурсы с ограниченным доступом и открытые базы знаний, обеспечит прогресс в развитии искусственного интеллекта и больших данных. Эта среда, вероятно, является необходимой частью, условием, если так можно выразиться, становления ноосферы, т. е. перехода от коллективного сознания к коллективному разуму, усиленному алгоритмами обработки информации в фоновом режиме и тотальной памятью, интеграцией всех баз знания в открытых коллекциях и библиотеках с архивами и коммуникацией в режиме реального времени. А также реальным способом раскрыть потенциал новых медиа.

Сочетание подобных открытых систем вместе с системой открытых конкурсов для стимулирования научных и учебных исследований позволит добиться эффектов информационной сверхпроводимости для знаний и суперкомпетенции. Это выльется в реальный прогресс по многим приоритетным направлениям исследований, позволит создать задел для новых, в том числе прорывных разработок.

Лучшим способом стимулирования развития цифровой экономики являются максимальное содействие открытому доступу к знаниям всеми ее участниками, а также инвестиции в создание инструментов по управлению знаниями и новой системы научной коммуникации, ориентированной не только на инженерно-технологические проекты, но и на гуманитарные и естественно-научные сферы, в первую очередь в интересах науки и образования. Единственный способ обеспечить доступ всех игроков в такой хаотичной и децентрализованной системе – дать его всем. Это реальный шанс сделать шаг в пользу цифрового равенства и обеспечения конституционных гарантий, но это также реальный шаг в будущее, бесконечно более эффективный или эффектный, чем любая попытка государства рулить инновациями в ручном режиме. Нам нужен прилив, который поднимет все лодки, – открытый доступ к знаниям и культурным ценностям как фундамент для строительства и ресурс для роста цифровой экономики: пространство знаний.

Автор – заведующий кафедрой новых медиа и теорий коммуникации факультета журналистики МГУ им М. В. Ломоносова, президент Ассоциации интернет-издателей, участник дискуссионного цикла «Образ будущего», организованного КГИ и ОГФ
Tags: social, искусство, культурные мероприятия, пресса, художники
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments