В поезде Анапа-Мурманск ехал дед с внуком. Дед-северяк, даже вроде зацепивший вторую мировую, держится бодрячком. Вот, я слушала и понимала, что его устами говорит большая часть населения, и если прислушиваться, можно понять, чем народ вообще живет и как размышляет.
Сильная страна для многих людей, таких как этот дед, как мой отец (и даже брат), - это страна, которая производит. И то, что заводы в России стоят, - людей страшно огорчает. А то, что лес вывозят и продают, - их страшно раздражает (в отличие от экспертов они не воспринимают это как нечто положительное: не "сильна древесная отрасль", а "весь лес распродали"). Мы едем и за окном бесконечные открытые вагоны с бревнами, и под эту иллюстрацию дед рассказывает, что любят рубить карельскую березу, она очень плотная, и вот уже на совсем молодые деревца перешли, а новых не сажают. И там не любят олигархов, которые все это делают. И в этом есть какая-то мудрость.
Перед Петрозаводском наш поезд встал на час - ждал встречного. Когда тот проехал наконец, внук насчитал 52 вагона с апатитом. Сзади состава шел тепловоз, как и спереди. Дед объяснил, что олигархи настолько жадные, столько вагонов прицепили, что один тепловоз не смог утянуть в горку, пришлось подсоединять второй - и кто заплатит штрафы за простой поездов? Никто.
Разговор, конечно, переходит на то, что надо голосовать не за Путина и ЕР, а за коммунистов.
В целом, Петрозаводск весьма коммунистический, хотя и от яблочницы-мэра что-то осталось - аккуратность, чистота; видно по вывескам, что люди стараются.









