Ольга (o_berezinskaya) wrote,
Ольга
o_berezinskaya

Так че там случилось в 6-й Симфонии Чайковского?

Интенция понимать классическую музыку и искренне ею наслаждаться стала приносить плоды. Возможно, началом послужил чудаковатый и совершенно прелестный дирижер Бенджамин Цандер, который прочел одну из самых блестящих лекций на TED, где сокрушался, что классическую музыку слушает всего 4% населения, сетовал на плохую игру исполнителей, а также открыл секрет "правого полупопия", который вообще применять можно много где :)

Следующий импульс придал проигрыватель. Новые пластинки звучат так, словно кто-то играет прямо здесь, ну или в соседней комнате. Эффект живой музыки потрясает. Я перебрала все те 70 немецких пластинок, что мы заказали единым лотом когда-то, и практически все коробки, доставшиеся по наследству от ваниных родственников. Я открыла для себя Шестую симфонию Чайковского, но также поняла, что многого любимого нет, и докупила Шопена, Рахманинова, Бетховена и Стравинского.

Ваня скачал мне из ресурса TTC (The Teaching Company) семь часов лекций Fundamentals of Classical Music, теперь слушаю в дороге. Рассказ чрезвычайно неспешный, лектор разжевывают все детально, с примерами, но мне очень нравится, сейчас заполняет пробелы.

Наконец, посетила две лекции о музыке - одну на Синхронизации (Парваз Салимов), вторую - на Level One (Ляля Кандаурова). Парваз рассказывал о музыке Баха и Гайдна, для иллюстрации играл сам на рояле. Было несколько занятных вещей, но скорее лекция описательного характера, чем познавательного.



Больше всего мне понравилась лекция Ляли Кандауровой. Она виртуозный профессионал, дышит и живет музыкой, и прекрасный эмоциональный лектор, который может уместить в два часа очень многое и рассказывает каким-то чудесным языком: "Потрескивающий от зрелости романтизм" (это про эпоху Брамса), "виртуозный чёс", "чтобы понять про скерцо (от итальянского шутить) - почитайте, извините, Канта, который говорил, что комичность - антитеза не грустному, а страшному. И здесь как от любви до ненависти, от смешного до страшного - один шаг". Вообще, посмотрев несколько площадок лекториев, прихожу к выводу, что Level One самые крутые. Лекторы у них не просто smart, а с изюминкой.

Так вот, самое полезное, прикладное, что я узнала - это "сонатная форма". Это вообще преобразило мое понимание музыки. Раньше я музыкальные темы из длинных симфоний воспринимала вне контекста, фрагментарно. Вроде как "это место мне очень нравится и я его жду, а все остальное слушаю в пол уха". Теперь я поняла, что это - непрерывный рассказ с разными героями и событиями, и прикольно представлять и понимать, а что же происходит!

Оказывается, музыкальные формы состоят из четырех частей (я этого не знала!). Первая часть - это самое интересное, это рассказ! 95% первых частей и 75% финалов (четвертых частей) всех сонат, трио, квартетов, ... и собственно больших симфоний написаны по сонатной форме. Как устроена первая часть:


A - главный герой, главная партия - активная, устремленная тема. Она может звучать после небольшого вступления.
через связующую партию возникает
B - "побочная тема", оттеняющая. Раньше это было так: "А, но в то же время еще и B" (у Моцарта, Гайдна). Со временем между A и B все больше контраста, эти партии ассоциируются с активным мужским и нежным женским.
Иногда эта экспозиция с А и B повторяется.
Затем следует Разработка - что-то случается! часто это арена борьбы, драма. В ранней классической форме она была не очень длинной, но уже у Бетховена может быть длиннее всего остального на три помноженного.
И наступает реприза - это самое интересное. Как преобразились A и B после случившегося, что с ними произошло. На лекции мы слушали Вторую сонату Шопена, тут настоящая интрига - A пропадает! Реприза начинается с B. То есть A оказывается убит. И потом уже можно спорить по неспокойным тревожным ноткам в заключительной части, в Коде (мораль, которой может и не быть) - устаканилось ли все окончательно, или что-то тревожное, бурлящее все же осталось.



И вот я слушаю Шестую Симфонию Чайковского, все больше в нее влюбляюсь. Там то же самое - А пропадает в репризе. Ляля говорит: круто, что заметили, это два самых известных примера.
Я теперь все переслушиваю и стараюсь представить сюжет, что такое А, а что такое B, и чем все закончилось, как преобразовалось B. Этот замысел можно разгадывать бесконечно, Чайковский ничего не рассказал:

"Во время путешествия у меня явилась мысль другой симфонии, на этот раз программной, но с такой программой, которая останется для всех загадкой, - пусть догадываются, а симфония так и будет называться: Программная симфония (№ 6) <...> Программа эта самая что ни на есть проникнутая субъективностью, и нередко во время странствования, мысленно сочиняя её, я очень плакал. Теперь, возвратившись, сел писать эскизы, и работа пошла так горячо, так скоро, что менее, чем в четыре дня, у меня совершенно готова была первая часть и в голове уже ясно обрисовались остальные части. Половина третьей части уже готова. По форме в этой симфонии будет много нового, и, между прочим, финал будет не громкое аллегро, а наоборот, самое тягучее Adagio".


UPD рассказал все-таки, я рано бросила читать - он описал свою жизнь в этой симфонии и кончается все реквиемом.

По устройству еще: после первой части следует вторая- лирическая, медленная, оазис без разработки. Третья часть - скерцо (то самое, которое часто пугающее, а не смешное). И четвертая часть, финальная - довольно часто устроена так же, как первая.
Я спросила, а как получилось, что выработалась именно такая форма: почему не A, B и С и тд. Типа, вот в математике все понятно - есть аксиомы, над ними надстраивается теория. Аксиомы поменялись - другая теория.
Ляля говорит: а у гуманитариев, у них такой хаос, и в процессе практики из этого хаоса спрессовывается выкристализовывается какая-то оптимальная форма.
Тем не менее много отступлений, композиторы все время выдумывали что-то, и есть всякие традиционные местные формы, типа мазурок и полонезов у Шопена.

Ужасно длинный пост!
Tags: music, искусство
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Крымские дневники

    Мысли о важном накатывают под стать волнам, когда впиваешься в водную гладь стрелой от берега все дальше, дальше, не то что тигром в клетке-бассейне,…

  • Два Ивана

    Несколько дней назад написала в фейсбук, но в жж тоже хочется, понятное дело. Погожие деньки так редки, что их впору вклеивать витражами в альбом (а…

  • Вирджиния Вулф "Миссис Дэллоуэй"

    Сдаю свои ретроградские позиции. Электронная книга открыла для меня целый мир - пожалуй, такого чувства не было со времен университетской библиотеки,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments