Ольга (o_berezinskaya) wrote,
Ольга
o_berezinskaya

Лицом к будущему

От выставки "Лицом к будущему", посвященной европейскому искусству 40-60-х и проходящей в Пушкинском, смешанные впечатления. Огорчило, что получилось скорее "лицом к прошлому". В военные и послевоенные годы художники переваривали все, что случилось и что видели порой своими глазами, выплескивая свою боль, шок и неприятие ужасов войны на полотна. Арт-терапия называется, но людям впечатлительным и тонко-чувствующим на результат лучше не смотреть, слишком тяжелый эмоциональный посыл. Главное мое впечатление - это переживание этого опыта, но были и картины, которые позабавили, порадовали. Уже не говоря, что в главном здании собран зал самых ярких экземпляров "Сокровищ Нукуса" (узбекский музей), а в Отделе личных коллекций рядом - три этажа уже хорошенько разбавленных брильянтов.

Отберу здесь самое понравившееся из европейского соцреализма. Сама выставка проходит до 21 мая, вход - 300 руб.


Ханс Майер-Форейт "В музее", 1961

"Майер-Форейт был выпускником образцового (с идеологической точки зрения) Института графики и книжного искусства в Лейпциге. Подобно работам других представителей лейпцигской школы, его картина "В музее" на первый взгляд являет собой типичный пример соцреализма. Однако при более пристальном рассмотрении становится очевидно, что перед нами сатира на провозглашенную Вальтером Ульбрихтом программу развития социалистической культуры, которая получила название "Биттерфельдский путь" (1959). Ее лозунг "Вперед, к вершинам культуры" предполагал активное приобщение к "высокой" культуре рабочего класса, однако, как демонстрирует работа Майер-Форейта, картины старых мастеров лишь нагоняли скуку на среднего обывателя. идеал сильно отличался от реалий социалистической культурной политики".


Пушкинский - такой уютный в будни.



Люсьен Фрейд. "Отражение с двумя детьми", 1965

Фиксируя исключительно внешность, Фрейд хотел, чтобы его "портреты были портретами людей, а не их подобиями. Не выглядели как модели, а являлись ими". Это мощное ощущение реальности, исходящее от картины, рождает неловкое чувство близости между зрителем и моделью. С одной стороны, зритель ощущает формальную дистанцию, поскольку не может понять связь между изображенными фигурами, угадать истинный смысл, суть отдельных мотивов. Даже более того, художник вынуждает зрителя вторгаться в сугубо интимное пространство. Как заметил критик Роберт Хьюз, взгляд Фрейда "отличается удивительной беспристрастностью, передавая существующий разрыв между пристальным всматриванием художника и безразличием модели".


Люсьен Фрейд. "Голова мужчины", 1968


Тереза Меллерович-Гелла. "Каменный мир", 1955

Самым значительным событием польской художественной жизни 1950-х годов стала выставка "Против войны - против фашизма", которая прошла в 1955 году в Варшаве в рамках V всемирного фестиваля молодежи и студентов, ознаменовав собой конец соцреализма в Польше. На этой выставке свои работы смогли продемонстрировать ведущие представители польского экспрессивного реализма Анджей Врублевский, Стефан Геровский, Марек Оберландер и др.
Там же была представлена и картина Терезы Меллерович-Геллы "Каменный мир". Эта работа, отсылающая к событиям недавнего прошлого, посвящена бесчувствию рафинированной интеллигенции. Представляющее ее мужчина и женщина с бокалами вина в руках противопоставлены группе людей, которых депортируют на грузовике. Лица этих несчастных бледно-зеленого оттенка, словно они уже принадлежат другому миру.


Пабло Пикассо, Голубь с радугой, 1952


Херальд Мецкес, Мертвый голубь, 1956

Картина "Мертвый голубь" Херальда Мецкеса была реакцией художника на кровавое подавление Венгерского восстания 1956 года. Две девушки, изображенные в узком замкнутом пространстве, оплакивают мертвого голубя. Мецкес отсылает зрителя к знаменитой работе Пабло Пикассо "Голубь мира" 1949 года - воспроизведенной миллионы раз эмблеме всемирных конгрессов и международного движения сторонников мира. Символ надежды на мир был поруган и уничтожен в создавшем его политическом лагере.


Вернер Тюбке "Белый террор в Венгрии", Диптих, 1957


Вернер Тюбке "Социалистическая молодежная бригада", 1964

Картина Вернера Тюбке - прекрасный пример немецкой реалистической живописи 1960-х годов. Формально следуя требованиям социалистического реализма, Тюбке добавляет в свое произведение элемент скрытой иронии. Художник обыгрывает популярную в то время в ГДР тему совместного труда и отдыха рабочих бригад, но у Тюбке пролетарии превращаются в светское общество. Юные бригадиры одеты в бархатные костюмы, а дамы - в узкие вечерние платья. Они выглядят скучающими и подавленными за столом ресторана в старой гостинице "Астория", построенной в 1915 году. Места в ней резервировали для западных гостей, приезжавших на Лейпцигскую ярмарку. Художник использовал свой излюбленный прием и наполнил произведение всевозможными аллюзиями на живопись старых мастеров и художников классического модернизма: среди членов социалистической бригады узнаются герои картин Дюрера, Рембрандта, Рунге, Дикса и Бекмана.


Дейнека, эскиз к мозаике


Ханс Грундиг "Запретите атомную бомбу. Левая часть триптиха "Атомная война", 1954




Эрик Булатов "Улица, 1966"


Дмитрий Плавинский, Летающие диски, 1964


Лидия Мастеркова, Дворец, 1968

На рубеже 1950-1960-х годов запрещенная в Советском Союзе абстракция разветвлялась на множество направлений, среди которых выделялась "лирическая абстракция" (апеллировавшая к фиксации потока сознания и психических состояний художника), разрабатывавшаяся Владимиром Немухиным и Лидией Мастерковой. К концу 1960-х годов творчество Мастерковой наполняется скрытой символикой, в нем появляются религиозные мотивы. Важным источником вдохновения для художницы стала книга Василия Кандинского "О духовном в искусстве". На увлечения Кандинским указывают цветовые сочетания, активной использование черного цвета, вытянутые, круглящиеся формы, общая "вибрирующая" характеристика ее полотен. Композиция "Дворца" напоминает заросли перекрещивающихся, извивающихся, тянущихся вверх стеблей, из-за которых прорывается белый свет. В этой работе ощущается новое мистическое чувство, подталкивающее к сознанию скрытого, трансцендентного пространства, заставляющего материальное отступить перед духовным.



Оскар Рубин, 13-я улица имени Иисуса Христа, 1967


Харальд Мецкес, Купальщик (Каин), 1968

В 1968 году в ответ на события в Праге немецкий художник из ГДР Харальд Мецкес создал своего "Купальщика (Каина)". Изображенная на картине фигура обнаженного купальщика полна отчаяния. В ужасе обхватив себя руками, он идет, не разбирая дороги, среди пустынного пейзажа, где осталась лишь мертвое бесплодное дерево. Дав картине второе название "Каин", Мецкес намекает на предательство и братоубийство, проводя параллель между библейской легендой и современной историей. Мучимый стыдом и угрызениями совести, его Каин не в силах поднять глаза.
Tags: искусство, культурные мероприятия, художники
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Шпеер, архитектура

    Практически все, что сконструировал Альберт Шпеер, было разрушено, или оставалось только в проектах. В частности, в 1945 была уничтожена…

  • "Шпандау: Тайный дневник", цитаты

    В Крыму с электронной книги случайно удалился "Пастернак", и я переключилась на Альберта Шпеера "Шпандау: тайный дневник". Оказалось просто…

  • Ливадия

    Отпуск - это благо. По возвращении чувствуешь себя в какой-то благодушной оболочке, ко всему спокойное взвешенное отношение, мудрый подход. Даже…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments